"Наши пальчики рисуют"
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
В данной работе приводятся пальчиковые игры и упражнения «Пальчики рисуют».
«Кисточка»
Упражнение помогает развитию воображения. Сделайте вид, что вы «обмакиваете» правую ладонь, изображающую кисточку в «краску». Затем несколько раз проведите «кисточкой» по столу – к себе (внутренней стороной ладони), от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обманите кисточку в краску» и повторите движения.
Загадка.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка).
Попросите детей самим изобразить кисточку с помощью ладошки. «Красить» можно не только горизонтальную поверхность, но и вертикальную –например, реальную или воображаемую стену.
«Карандаш»
Загадка.
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).
Во время чтения загадки указательным пальцем «рисуйте» на столе. Попросите детей самим «порисовать» и спросите, что у него получается. Получив ответ, расскажите детям, что указательным пальчиком – волшебным карандашом - можно «начертить» самые разные невидимые фигуры.
Продемонстрируйте это. Сначала нарисуйте пальцем круг, комментируя свои действия словами: «Проведу вокруг – нарисую круг».
Затем начертите в воздухе квадрат, говоря при этом:
Вот (проведите пальцем прямую линию слева направо)
Так (проведите пальцем прямую линию сверху вниз)
Вот (проведите пальцем прямую линию справа налево)
Так (проведите пальцем прямую линию снизу вверх):
Получается квадрат.
Можно начертить таким же образом равнобедренный треугольник:
Раз,
Два,
Три:
Треугольник
начерти.
Попросите детей самим начертить эти геометрические фигуры. Затем загадайте зрительную загадку: молча нарисуйте пальцем круг и спросите : «Какую фигуру нарисовал мой карандаш?» В следующий раз нарисуйте квадрат или треугольник.
Кроме геометрических фигур можно рисовать простые по очертанию предметы: грушу, флажок, грибок, яйцо, листок, цветок, волны, пружинку и т.п.
Симметричные изображения, такие как сердечко, листок, снеговик, елочка, бантик, очки и др., можно рисовать двумя руками одновременно относительно оси симметрии.
Предложите детям следующие забавные игры с воображаемым карандашом.
«Человечек»
Точка (указательным пальцем в воздухе или на столе «нарисуйте» точку),
Точка, запятая (рядом «нарисуйте» вторую точку, а пониже - запятую)-
Вышла рожица кривая («нарисуйте» ротик в виде дуги)
Ручки (указательными пальцами одновременно «нарисуйте» ручки – прямые, расходящиеся под углом, от центра в стороны линии),
Ножки (указательными пальцами одновременно «нарисуйте» ножки – прямые, расходящиеся под углом, сверху вниз линии)
Огуречик (правым указательным пальцем «нарисуйте» овал – туловище) –
Получился человечек!
«Цветок»
Нарисую я кружок (указательным пальцем «нарисуйте» в воздухе или на столе круг),
Длинный, тонкий стебелек («нарисуйте» сверху вниз прямую вертикальную линию).
Раз – мазок, два – мазок («нарисуйте» под наклоном к «стеблю» два овала - листочки) –
Получается цветок!
«Солнышко»
Я рисую желтый круг (правым указательным пальцем «нарисуйте» на столе или в воздухе круг),
Много палочек вокруг («нарисуйте» вокруг круга много лучиков) –
Это солнышко сияет,
Дом и сад наш согревает!
«Синхронное рисование»
Попросите детей указательным пальцем ведущей руки, как карандашом, «нарисовать» на столе или в воздухе небольшой круг. Затем дайте задание нарисовать круг другой рукой. После этого поручите детям «рисовать» круги одновременно двумя руками. Так же можно рисовать и клубочки, начинающиеся с точки и постепенно превращающиеся в окружности все большего диаметра.
Таким же способом – одной, а затем двумя руками учите детей рисовать прямые линии (сначала вертикальные, а потом горизонтальные). Закончите занятие по синхронному рисованию начертанием квадратов.
«Асинхронное рисование»
Предложите детям попробовать выполнить очень трудные задания.
Нужно, действуя одновременно обеими руками, провести правой рукой горизонтальную линию, а левой – вертикальную. В следующий раз предложите задание еще сложнее: пусть дети попробуют рисовать правой рукой круг, а левой – квадрат. Дети убедятся в том, насколько сложно совершать разные движения правой и левой рукой одновременно. А для того, чтобы развеять последние сомнения, можно попытаться выполнить это задание на бумаге настоящими карандашами.
«Рисунки на крупе»
Насыпьте на поднос тонкий слой манной крупы. Покажите детям, как на манной крупе можно указательным пальцем роисовать. Стирать изображение еще проще – надо лишь слегка потрясти поднос из стороны в сторону. Пусть дети по очереди указательным пальчиком рисуют какие-либо предметы (рисунки-загадки), а вы отгадывайте, что получилось.
«Волшебные превращения»
Нарисуйте на крупе круг и спросите детей, на что он похож. Попросите дорисовать картинку указательным пальцем так, чтобы сразу стало понятно, что это за предмет. Круг может превратиться в мяч, яблоко, воздушный шарик, солнышко, часы, бублик, лицо и многое другое.
А из квадрата могут получиться дом, часы, телевизор, кубик, воздушный змей, рама для картины, сумка, окно и еще много др. предметов.
Взяв за основу треугольник, попробуйте нарисовать елочку, девочку, флажок, кораблик с парусом, палатку, колпачок и другие предметы.
Из овала легко получается жук, пирожок, цветок, желудь, воздушный шарик, огурец, яйцо, зеркальце и др.
Выполняя указанные упражнения и игры, дети не только тренируют свои пальчики, но и познают геометрические фигуры, т. е. азы математики, и лучше узнают окружающий предметный мир.